Емкость аккумуляторной батареи

Автор: | Июнь 7, 2019

Более полная статья обо всех характеристиках автомобильных аккумуляторов — здесь.
Правильный выбор аккумуляторной батареи должен быть основан на рассмотрении нескольких обязательных параметров. Первым из них всегда называют емкость АКБ. Ведь именно она определяет то количество энергии, которое может быть получено за один раз от источника тока до его последующей подзарядки. Это особенно важно при выборе автомобильных источников тока, поскольку при разрядившейся батарее двигатель просто не заведется, а при малых или слишком больших оборотах может заглохнуть.

Что это такое

Емкость аккумулятора это количество электрической энергии, которое источник постоянного тока без значительного падения напряжения сможет выдать в течение часа. Поэтому единицей измерения данного параметра принято количество Ампер в час (Ам*ч), международное обозначение – Ah. Исходя из приведенного определения, можно подумать, что аккумуляторная батарея емкостью 60 Ам*ч способна обеспечить потребление энергии в объеме 6А в течение 10 часов.

Однако не все так просто. Дело в том, что конструкция большинства свинцово-кислотных АКБ не допускает разряда ниже 40-50% от номинала. Глубокий разряд приводит к осыпанию пластин, короткому замыканию и полному выходу источника тока из строя. Следовательно, приобретая аккумулятор для своего автомобиля, следует рассчитывать емкость батареи, как количество электроэнергии в половинном объеме от указанного на корпусе номинала. Это важно учесть при наличии дополнительного энергопотребляющего оснащения автомобиля, мощного усилителя аудио системы, подогрева салона и двигателя.

Показатель, стандартно связанный с емкостью батареи, называется пусковым током. Он должен соответствовать потреблению энергии в момент включения стартера и системы зажигания при пуске холодного двигателя. Это определяет максимально возможное потребление тока и в числовом значении должно быть больше в 3-5 раз, чем номинальная емкость аккумулятора. Тогда работа стартера в течение 30 секунд не приведет к значительному снижению напряжения.

Расчет реальной емкости аккумулятора

Большинство батарей, используемых на легковых автомобилях, имеют емкость АКБ 55, 60, 65 или 75 Ам*ч. Показатель обязательно наносится на корпус АКБ вместе с данными о пусковом токе. Это достаточно большие величины, поскольку источник тока емкостью 60 Ач способен подать 60 х 12,7 = 762 Ватта. Единовременного расхода такого количества энергии обычно не требуется. Поэтому батарея полностью не разряжается и способна работать не 1 час, а более длительное время.

Для проверки номинальной электрической емкости аккумулятора с напряжением 12 В, необходимо подключить к нему электрическую нагрузку известной мощности (например, лампу) и определить за какое время он разрядится до 10,8 Вольт. Для получения точных показателей разрядного тока нагрузки, в Амперах, следует величину заявленной номинальной емкости батарей, в Ам*ч, разделить на желаемую продолжительность разряда, которая не может быть менее 10 часов. Перевод Ампер в Ватты осуществляется умножением на коэффициент 12,7.

Например, батарея емкостью 60 Ah будет разряжаться 12 часов при токе нагрузки 60/12 = 5А или 5 х 12,7 = 63,5 Вт. Вид нагрузки не имеет значения. Это может быть специальный прибор или простая лампа накаливания, рассчитанная на работу при напряжении 12 В. Точную величину падения напряжения на выходе АКБ можно определить вольтметром обычного, даже бытового, тестера.

Как измерить, соответствует ли ёмкость АКБ заявленной?

Если перед вами встал вопрос подобных измерений, то, скорее всего, вы усомнились в своем аккумуляторе. Действительно, емкость, как и пусковой ток с годами «утекают» из Вашей «батарейки». И неплохо было бы проверить сколько еще осталось в реальности. Скажем сразу, те, кто измеряют мультиметром – вовсе не получают никаких объективных данных. Для расчета реальных данных понадобится специальное оборудование. Если Вы подумали про нагрузочную вилку, то тоже нет, она покажет лишь, держит ли нагрузку аккумулятор, но ничего не скажет о емкости и пусковых характеристиках. Для получения точных данных пригодится так называемый «Тестер пускового тока». Но что он скажет нам о емкости? Предположим, что заявленный пусковой ток в АКБ равен, например, 500 Ампер, а емкость 60 Ач. Начинаем измерение тестером. Если тестер показывает нам 250 из 500 Ампер, то есть – половину, то и емкость АКБ, скорее всего, уже упала до значения около 30-40 Ампер-часов при изначальных 60-ти.  Как работает такой тестер смотрите в видео:

Тестер Midtronics, можно использовать любой другой, принцип работы тот же. В конце показывает сколько заявлено Ампер (в данном случает 720) и сколько по факту осталось (в данном случае около 630). Из этого можем сделать вывод, что потеря около 100 А, что составляет примерно 15% от номинала. Итог: остаток около 85%, волне живая батарея. Емкость сохранена почти полностью.

Зависимость емкости от габаритных размеров аккумулятора

Поскольку процесс выработки электрической энергии в аккумуляторной батарее является результатом химической реакции, то он напрямую зависит от количества установленных элементов и объема электролита. Поэтому чем больше размер конструкции, тем больше количество пластин и больше емкость данного аккумулятора. Если посмотреть фотографии, то можно увидеть, что батарея на 44 Ач почти в 2 раза меньше, чем на 77 Ач.

А вот для примера различия 44-го АКБ и 145-го:

Небольшому малолитражному автомобилю не требуется большая емкость аккумулятора. Пусковые токи не велики и достаточно аккумулятора на 40-50 Ah. А вот для крупных моторов объемом более 2,0 литра нужна батарея повышенной мощности, поскольку пусковые токи таких транспортных средств находятся на уровне 300-400А. Кроме того при холодной погоде стартеру приходится прокручивать не только поршневой вал, но и преодолевать сильное сопротивление загустевшего моторного масла. Поэтому на небольшую машину можно устанавливать любые аккумуляторы, и большие и маленькие, а вот для крупных автомобилей требуются источники тока полностью соответствующие требованиям завода-изготовителя или мощнее.

Резервная емкость АКБ

Большинство современных моделей автомобильных аккумуляторов включают в свои технические параметры понятие резервной емкости аккумулятора. Оно определяет, сколько времени сможет проработать источник тока при сгоревшем или поломанном генераторе на машине. Обычно резервная емкость принимается в объеме 2/3 от номинала батареи. При этом величина разряда резко возрастает до 20-25 ампер, но этого вполне достаточно, чтобы добраться до СТО, а не бросать автомобиль на дороге.

Выбор батареи по ее емкости

Заводы-производителя автомобилей определяют емкость аккумулятора в зависимости от объема двигателя следующим образом:

  • малолитражки с двигателем 1,0-1,6 л – 45-55 Ам*ч;
  • серийные легковые автомобили среднего класса 1,5-2,0 л – 60 Ам*ч;
  • крупные легковые транспортные средства 1,8-2,5 л – 65 Ам*ч;
  • небольшие грузовики, минивэны и микроавтобусы 2,3-3,4 л – 75 Ам*ч;
  • автомобили средней грузоподъемности 2,5-4,5 л – 90 Ам*ч;
  • крупные грузовики без прицепа 3,8-10,5 л – 140 Ам*ч;
  • автомобили большой грузоподъемности 8,5-18,0 л – 190 Ам*час.

Эти показатели приблизительны, поскольку не могут подробно вместить все разнообразие автотранспорта на дорогах. Поэтому лучше всего использовать точные справочные данные или обратиться к специалистам и уточнить емкость аккумулятора.

Другие характеристики свинцово-кислотных аккумуляторов

При выборе батареи на свой автомобиль кроме емкости аккумулятора и величины пускового тока необходимо учитывать такие параметры, как:

  • напряжение, которое может быть 6, 12 или 24 Вольта;
  • габаритные размеры и вес;
  • категория обслуживания;
  • полярность и размер клемм;
  • скорость саморазряда;
  • срок службы и прошедшее время складского хранения.

Более подробно об этих параметрах рассказано в статье «Технические характеристики автомобильных аккумуляторов».

Спасибо за внимание и будьте бдительны на дороге!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *