Индикаторы заряда аккумулятора

Автор: | Август 7, 2019

Исправная АКБ это жизненно необходимое оборудование автомобиля, которое обеспечивает простой запуск двигателя внутреннего сгорания. Поэтому контроль степени заряда батареи будет очень полезен для каждого автолюбителя. Конечно, проверить напряжение на клеммах можно и с помощью обычного тестера (мультиметра), но организация постоянного контроля через индикатор более надежна и удобна.

Виды индикаторов заводского изготовления

В новых моделях автомобилей данные о напряжении можно найти в бортовом компьютере. Но он, к сожалению, есть далеко не у всех. Поэтому изготовители приборов стали поставлять на рынок автотоваров различные измерительные устройства для контроля работы аккумулятора.

Устройства контроля, встроенные в корпус АКБ

Самые простые индикаторы заряда обычно встроены в корпус необслуживаемых батарей. Их работа основана на измерении плотности и уровня электролита по принципу гидрометра со всплывающим поплавком зеленого цвета. В том случае, когда плотность кислотного раствора соответствует норме, поплавок всплывает и в прозрачном глазке видно зеленый цвет. При разряженной батарее плотность электролита падает, шарик тонет и глазок становится черным. Снижение уровня жидкости приводит к тому, что становится виден электролит светло-желтого цвета. В этом случае в АКБ необходимо добавить дистиллированной воды.

Точность измерений этого датчика гарантирована только у новых источников тока. Дело в том, что такие устройства имеют пластиковый корпус, который легко выходит из строя даже при относительно небольшом нагреве. Кроме того индикатор заряда установлен только на одной из шести банок и осуществляет контроль частично. Положение дел в остальных вам будет неизвестно. И, наконец, последнее плотность электролита сильно зависит от температуры, а это значит, что при летней жаре и сильных морозах такой датчик может сообщать заведомо неверные данные.

Чтобы посмотреть на встроенный индикатор, необходимо открыть капот, протереть глазок и увидеть цвет в глазке. Согласитесь, что постоянная информация о напряжении на клеммах АКБ в салоне будет намного удобнее и надежнее.

Электронные устройства контроля

В продаже можно найти несколько измерительных приборов для проверки напряжения на клеммах батареи. Самый недорогой индикатор DC-12V продается в виде конструктора, из деталей которого можно собрать электронную схему. Контроль осуществляется путем загорания одной из трех диодных ламп:

  • зеленый – все нормально;
  • желтый при напряжении 10,8-11,5 В;
  • красный – батарея требует немедленного обслуживания.

Габаритные размеры устройства 20 х 43 мм и его легко разместить таким образом, чтобы он не закрывал другого оборудования.

Индикаторная панель ТМС, изготовленный в Китае, позволяет производить контроль за двумя источниками тока. Вторым может быть еще 1 аккумулятор или генератор автомобиля, если его подключить после реле-регулятора. Корпус прибора изготовлен из алюминия с простым вольтметром и переключателем источников тока.

Два удобных вольтметра Faria Euro Black Style и Signature Gold Style поставляют в Европу американские производители. Это практически одинаковые вольтметры стрелочного типа. Главное достоинство приборов это понятная простая шкала и высокая точность измерений. Однако их стоимость более 4000 рублей. В сети предлагается много других видов вольтметров и при желании можно всегда найти дешевле.

Электронный прибор своими руками

Индикатор заряда аккумулятора для постоянного измерения напряжения на клеммах аккумулятора можно собрать самостоятельно. Для этого необходимо купить:

  • транзисторы ВС547 и ВС557;
  • стабилитроны на 9,1 В и 10,0 В;
  • красный, синий и зеленый светодиод;
  • резисторы – 2,2 кОм 1 шт., 1 кОм 2 шт. и 220 Ом 3 шт.;
  • печатная плата под травление кислотой.

После сборки схемы устройство будет способно производить измерения в диапазоне от 6 до 14 Вольт. Показатели диодов соответствуют :

  • зеленый – напряжение более 13 В;
  • синий – 11-13 В;
  • красный – менее 11 В;
  • лампы не горят – состояние глубокого разряда.

Для удобного размещения светодиодов их можно припаять в выносном варианте, прибор спрятать отдельно на обратной стороне лицевой панели. Протравливание платы осуществляется кислотой после нанесения защитного рисунка на поверхность и сверления необходимых отверстий.

Здесь было рассказано о 4-х способах организации визуального контроля над состоянием батареи. Однако, несмотря на их наличие, рекомендуется хотя бы раз в 2 месяца заглянуть под капот. Проверить уровень электролита, отсутствие посторонних утечек тока и величину заряда от генератора. В этом случае вы будете точно знать техническое состояние вашего аккумулятора и предотвратить преждевременный выход из строя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *