Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?

Автор: | Сентябрь 6, 2019

Для большинства регионов России зимние морозы считаются нормальным обычным природным явлением. Но низкая температура охлаждает аккумулятор автомобиля, падает напряжение и стартер уже не может завести двигатель. Причина этого заключается в изменении плотности электролита при охлаждении.

С наступлением холодов возрастает внутреннее сопротивление батареи, и она перестает подзаряжаться от генератора на полную емкость, а измерение плотности электролита показывает величину, не превышающую 1,24 г/см3, при нормативном показателе 1,28 г/см3.

Плотность электролита это важнейший технический показатель для кислотно-свинцовых аккумуляторных батарей. Он не только влияет на возможную емкость заряда, но и определяет температуру замерзания раствора. Так, например:

  • имея плотность 1,27, электролит замерзнет при температуре -60°C;
  • при 1,24 уже в -40°C;
  • при 1,20 в -20°C;
  • при 1,10 в -7°C.

А в случае полного замерзания жидкости внутри батареи будет разрушена и осыплется активная масса свинцовых пластин, поврежден корпус и АКБ придется просто выбросить.

Для того чтобы поддерживать плотность электролита на необходимом уровне в холодное время года батарею необходимо еженедельно подзаряжать от внешнего источника тока. Делать это желательно в отапливаемом помещении принимая продолжительность подзарядки не менее 12 часов при малом токе.

Определение плотности электролита

У обслуживаемых моделей аккумуляторов плотность кислотного раствора можно измерить ареометром. Для этого необходимо вывернуть пробки, и взять пробы электролита из каждой банки. У необслуживаемых аккумуляторов такая возможность отсутствует и приходится ориентироваться на специальный датчик в корпусе. Зеленый цвет сообщает, что состояние батареи нормальное, а вот черный или белый требуют срочного принятия мер. В зимнее время осмотр батареи необходимо производить ежедневно.

Если батарея необслуживаемая, а сигнального глазка нет, то техническую проверку следует производить при помощи мультиметра (тестера). Нормальное рабочее напряжение на клеммах при выключенном двигателе составляет 12,7 Вольт, что соответствует 100 заряду. А вот 12,2 Вольт показывают всего 50% зарядки аккумулятора. Все что ниже 11,8 Вольт говорит о полной разрядке. Напряжение 12,2-12,4 Вольт определяет плотность электролита в пределах 1,23-1,24 г/см3 и точку замерзания при -40°C.

В некоторых статьях вы сможете найти рекомендации о том, как разморозить АКБ и восстановить ее работоспособность. Не верьте, это неправда. Вода при замерзании сильно расширяется, и образовавшийся лед просто разрушит активную массу на пластинах, а в худшем случае еще и разорвет корпус. Поэтому если в вашем аккумуляторе замерз электролит, можете сразу идти покупать новый. Способов реанимации в этом случае просто не существует.

Как зарядить аккумулятор на холоде

Диапазон допустимых температур для зарядки батареи находится в пределах от -15°C до +40°C. В инструкциях по эксплуатации АКБ написано, что напряжение заряда при +20°C должно быть 13,8 Вольт. При повышении температуры напряжение следует уменьшать по 0,03 Вольт на каждый градус и соответственно увеличивать при снижении градусов. Следовательно, при -15°C напряжение при подзарядке аккумулятора должно быть равно 14,85 Вольт, а при 0°C – 14,4 Вольт.

Не следует забывать и о силе тока, которая не должна превышать 10% от показателя номинальной емкости аккумулятора. Это говорит о том, что для подзарядки батареи при отрицательной температуре воздуха потребуется зарядное устройство с возможностью регулировки, как напряжения, так и силы тока, или автомат с настройкой режимов работы. Продолжительность процесса заряда при таких режимах будет значительно увеличена.

Учтите, что повышение напряжения более 15,5 Вольт может привести к осыпанию активной массы пластин и полному выходу АКБ из строя. Поэтому, принимая решение о подзарядке аккумулятора на морозе необходимо быть очень внимательным и обеспечить контроль протекающего процесса.

Немного рекомендаций в заключение

Как показывает практика, для того чтобы полностью зарядить аккумуляторную батарею при -20°C требуется проехать за рулем около 4-х часов. Но в большинстве случаев поездка длится 20-30 минут, и только иногда больше. Следовательно, АКБ всегда остается недозаряженной в зимнее время.

Чтобы улучшить положение, рекомендуется утеплить подкапотное пространство и использовать тепло двигателя для прогрева батареи. Нормальное охлаждение силового агрегата сможет обеспечить радиатор. Правда на лето это утепление придется снимать, что может стать для автолюбителя дополнительной проблемой.

Не стоит забывать об обязательном прогреве двигателя перед началом движения. Зимой он должен быть на много продолжительнее. Горячий двигатель обеспечит подогрев батареи и автоматически повысит плотность электролита, а значит и увеличит напряжение в бортовой сети. Лучше всего, если владелец автомобиля во время морозов ниже -15°C, после парковки машины, снимет аккумулятор и просто заберет его с собой на ночь для хранения в теплом помещении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *