Характеристики аккумуляторных батарей для автомобиля

Автор: | Июнь 7, 2019

Основные параметры автомобильного аккумулятора:

Аккумуляторная батарея (АКБ) это один из важнейших элементов системы запуска и работы двигателя. Поэтому при ее неудовлетворительном техническом состоянии вы просто не сможете завести мотор и совершить поездку, особенно в холодное зимнее время. С проблемой выбора новой батареи рано или поздно сталкивается каждый владелец автомобиля.

Аккумулятор помогает решить несколько важных задач при эксплуатации машины. Он обеспечивает работу:

  • стартера и системы зажигания в момент пуска двигателя;
  • генератора при больших нагрузках, например, при работе мощного усилителя аудиосистемы;
  • двигателя на малых оборотах холостого хода, когда генератор не выдает достаточной мощности;
  • приборов внешнего и внутреннего освещения при выключенном двигателе;
  • вспомогательного оборудования салона и кузова, если оно установлено.

Поэтому вопрос о технических характеристиках и правильном выборе АКБ всегда актуален и интересен для многих автовладельцев.

Виды аккумуляторов и их основные параметры

Большую часть, предлагаемых на рынке АКБ, составляют свинцово-кислотные батареи, с решетчатыми свинцовыми пластинами и жидким электролитом в виде раствора соляной кислоты в дистиллированной воде. Есть и более современные разработки с лучшими техническими характеристиками, но свинцово-кислотные модели продаются по наиболее доступной стоимости и имеют наилучшие показатели соотношения цены и качества.

Основными техническими параметрами для выбора кислотного аккумулятора являются:

  • емкость батареи;
  • пусковой ток;
  • выдаваемое напряжение;
  • габаритные размеры и вес;
  • полярность клемм;
  • способность к саморазряду;
  • условия обслуживания;
  • срок складского хранения до момента продажи;
  • расчетный срок эксплуатации.

Можно так же упомянуть о внутреннем сопротивлении, степени и скорости зарядки. Эти два показателя могут быть важны, но не воспринимаются, как основные. Наибольшее количество раз АКБ заряжается от аккумулятора без снятия с автомобиля.

Емкость батареи

Если взять все характеристики аккумулятора, то это — важнейшая характеристика, которая показывает, какое количество электричества способен отдать источник тока в течение одного часа, разрядившись до предельно допустимого напряжения. Поскольку сила тока определяется в Амперах, а разрядка происходит в течение определенного времени, то емкость АКБ принято измерять в Ампер-часах (Ah). Это означает, что аккумулятор номиналом 50 Ah при нагрузке 10 Ампер способен работать без подзарядки 5 часов.

Емкость аккумуляторной батареи зависит от таких параметров, как;

  • количество пластин и их конфигурация;
  • сила потребляемого тока при нагрузках;
  • исправность генератора и реле;
  • степень изношенности и срок эксплуатации;
  • температура окружающего воздуха.

Показатель емкости батареи наиболее полно характеризует ее техническое состояние и обычно служит главной причиной замены на новую.

Емкости батарей, рекомендуемые автопроизводителями в зависимости от объема двигателя:

  • легковые авто 1,0-1,6 л – 45-55 Ah;
  • легковые автомобили 1,3-1,9 л – 60-65 Ah;
  • кроссоверы, внедорожники, минивэны 1,4-2,3 л – 60-70 Ah;
  • небольшие грузовики 1,6-3,2 л – 70-85 Ah;
  • автомобили средней грузоподъемности 1,9-4,5 л – 90-110 Ah;
  • грузовые автомобили 3,8-10,9 л – 140 Ah;
  • автомобили большой грузоподъемности 7,5-17,0 л – 190-230 Ah.

Для специальной строительной, сельскохозяйственной и другой техники – 190-230 Ah.

Пусковой ток

Этот показатель пишут на корпусе батареи рядом со значением емкости. Его иногда называют стартерным током, поскольку он приводит этот узел в движение. Нормально работающий аккумулятор, охлажденный до 18°C, должен разряжаться в результате 30 секунд работы стартера до напряжения не ниже 8,4 В. Стандарт определяет, что числовое значение пускового тока должно быть в 3 раза больше, чем емкость АКБ.

Напряжение

Величина напряжения в проводке транспортного средства зависит от его габаритных размеров, общей протяженности проводов и электрических нагрузок. Это связано с физическим законом Ома, где говориться, что сила тока равна отношению напряжения к сопротивлению проводника. Поэтому низкое напряжение привело бы к необходимости использовать батареи сложных конструкций и больших габаритных размеров. Существует следующая градация АКБ по напряжению:

  • автомобили от 1,0 до 3,5 л – 12 В;
  • большие грузовики – 12 или 24 В.

Нормальная эксплуатация свинцово-кислотного аккумулятора требует, чтобы разряд не опускался ниже 50% от номинала. Для 12-вольтовой батареи это 6,0 В. При дальнейшем падении напряжения АКБ может выйти из строя в результате осыпания обмазки пластин и короткого замыкания.

Габаритные размеры

Понятно, что за максимальный для вашей машины размер аккумуляторной батареи выйти вряд ли получится (хотя все зависит от желания). Длина, ширина и высота источника питания должны соответствовать размерам установочной площадки. Допускается установка батареи меньшего размера при условии соблюдения всех остальных параметров. Вес аккумулятора становится важным при заводском закреплении его на гнутой жестяной рамке. Необходимо быть уверенным, что тяжелый корпус не разломает его во время движения по дороге с неровным покрытием. Поверьте, на нашей практике такого еще не происходило ни разу, но в интернете, порой, пишут всякое…

Полярность клемм

Клеммы ближе к нам и плюс справа — это обратная полярность

Аккумулятор может быть прямой и обратной полярности. Поверните его к себе клеммами и посмотрите. Если «минусовая» клемма находится слева, то это прямая полярность, если справа, то обратная.

Саморазряд

Это показатель скорости постепенного падения напряжения во временно не используемом аккумуляторе. Он происходит в результате взаимодействия свинца пластин с сернокислым электролитом и выделением, в процессе реакции, водорода. При этом скорость химической реакции зависит от плотности раствора. Нормальной считается потеря емкости батареи на 1% в сутки. Следовательно, каждые 35-45 дней не эксплуатируемый свинцово-кислотный аккумулятор нуждается в дополнительной подзарядке.

Условия обслуживания

Все выпускаемые аккумуляторы кислотного типа можно разделить на 3 эксплуатационные категории:

  1. Не обслуживаемые, с более высоким пусковым током и продолжительностью эксплуатации. Их корпус имеет закрытую конструкцию, не имеющую доступа к внутреннему объему.
  2. Мало обслуживаемые. На сегодня это самые распространенные батареи на рынке. Имеют самое оптимальное соотношение цены, качества и надежности. Требуют периодической проверки плотности электролита и добавления дистиллированной воды при необходимости.
  3. Обслуживаемые. Сейчас встречаются крайне редко и требуют ежедневной проверки и технического обслуживания.

Срок складского хранения и эксплуатации

Изготовители аккумуляторных батарей предписываются, что их хранение в сухом заряженном состоянии не должно превышать двух лет. При покупке обязательно обратите внимание на дату изготовления. При соблюдении условий эксплуатации качественные аккумуляторы нормально работают в течение 5-7 лет.

Вот мы и разобрали все основные значения характеристик аккумулятора. Не забывайте, что вся вышеизложенная информация актуальна и для ИПБ (источник бесперебойного питания) их характеристики схожи с автомобильными, за исключением, пожалуй, пускового тока, в ИПБ он просто не нужен, хотя он там тоже есть.

Спасибо за внимание и будьте внимательны на дороге!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *